В забавной и поучительной сказке Ганса Христиана Андерсена «О том, как буря перевесила вывески» непогода внесла путаницу в жизнь горожан. Хорошо, что в Уфе вывески на месте, иначе как бы мы ориентировались в огромном многообразии учреждений, больниц, магазинов?
Облик столицы с каждым днем меняется к лучшему. Возводятся новые культурные и жилые объекты, обновляются фасады старых домов. А 20 июля вспорхнула еще одна ласточка грядущих изменений: в Администрации города утвердили «Архитектурно-художественную концепцию размещения средств информационного оформления (вывесок) на территории Уфы».
Прежде, чем разработать документ, специалисты Центра городского дизайна г. Уфы проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что «…устаревшие конструкции, некачественные материалы, размещение вывесок без учета архитектурных, исторических, стилистических особенностей зданий отрицательно сказываются на облике города». Во время работы над концепцией дизайнеры применили отечественный и зарубежный опыт. Некоторые вывески нового образца уже появились на улицах города.
— Архитектурно-художественная концепция размещения вывесок позволит упорядочить городские указатели и информационные конструкции, — отметил директор Центра городского дизайна Марсель Муратов. — Вывески, гармонично сочетающиеся с архитектурными, колористическими особенностями зданий, сделают облик столицы современнее.
Любой желающий может ознакомиться с архитектурно-художественной концепцией на сайте www.cgdufa.ru.
Это сделали и корреспонденты «Вечерки». В документе приводятся примеры нарушения внешнего архитектурного облика здания. Допустим, вывеска закрывает детали фасада, или же она несоразмерно велика. Критике подвергли ситуацию, когда множество вывесок собрано на ограниченной площади, особенно если у них нет единого стилевого решения, или они не выровнены посередине фасада. Недопустимыми сочли самовольно возведенные конструкции (козырьки или конструкции на опорах), уродующие архитектуру здания. Коснулись сотрудники Центра городского дизайна и недостатков в оформлении витрин: не везде они открытые. Информационные конструкции не должны быть запылены, забрызганы грязью или заклеены объявлениями. (Я бы еще добавила сюда «щербатые» вывески, из которых вывалились одна или несколько букв — такие, к сожалению, можно встретить в Черниковке.)
Что же предпочтительно, с точки зрения разработчиков концепции? Однозначно приветствуются на информационных конструкциях объемные отдельные буквы и значки без «подложки», которые не заслоняют фасад зданий. Можно устанавливать вывески и с подложкой, но на старинных домах, построенных до 60-х годов прошлого века, привлекательнее будут смотреться буквы первого вида. Лучше, если они изготовлены из натуральных материалов: металла, дерева, стекла, камня. Применение пластика «допустимо, но не рекомендовано». Также разрешена подсветка письменных единиц, особенно контражурная, когда знаки таинственно высвечиваются по краям. Установка лайтбоксов (светящихся панелей) предпочтительнее на зданиях, построенных после 60-го года XX века.
Для исторических зданий рекомендуется специально разработанный проект панель-кронштейна «под старину».
Легко ли соблюдать все эти требования? Журналисты «Вечерки» решили проверить это, проведя рейд по улицам города. Положительных примеров достаточно.
Прямо у порога порадовало, что вывеска «ДОМ ПЕЧАТИ» из объемных металлических букв соответствует стандартам информационных конструкций предприятий: она относится к виду так называемых крышных установок, которые крепятся в случае, если организация занимает все здание. Название написано на двух государственных языках нашей республики в строгом соответствии с правилами: слева — на башкирском, справа — на русском, что, кстати, специально оговорено в концепции.
Большая часть вывесок на улицах Ленина и Коммунистической, на наш взгляд, соответствует разработанным нормам. Речь в первую очередь о логотипах сетевых компаний. Металлические буквы без подложек — «Аптека» и «Оптика» — смотрятся очень эффектно на каменном фасаде. Стильно выглядят, особенно вечером, названия магазинов с подсветкой — «INCANTO», «RIEKER».
Но встречаются и аляповатые вывески. Витрины некоторых магазинов закрыты рекламными щитками и плакатами. Иные фасады обвешаны аншлагами, как новогодние елки шарами, причем всех цветов. Например, торговые комплексы «Водолей» и «Олимп», где нет стилевого единства.
Что же думают о качестве информационных конструкций рядовые уфимцы?
— В последнее время пестрота, безвкусица уходит с городских улиц, — делится своими наблюдениями педагог Надежда Васильева. — И не только с «красной линии», где расположены респектабельные магазины, банки и офисы со стильными вывесками, но и, скажем, на улице Айской с ее небольшими магазинчиками и аптеками. В качестве отрицательного примера могу привести улицу Губайдуллина. Магазин «Магнит» без окон — весь фасад закрыт белыми щитами с убогими картинками, через дорогу — целая россыпь пестро оформленных торговых точек.
— Хорошо продуманы вывески торгового комплекса на остановке «Фирма «Мир». Очень стильно смотрятся информационные конструкции с подсветкой, — добавляет спортсмен Рашит Ахметов. — А что касается оформления вывесок предприятий малого бизнеса, то здесь многое зависит, очевидно, от платежеспособности предпринимателей.
Мнение военнослужащего Артура Сулейманова более категорично:
— Я считаю, что нужно предоставить предпринимателям большую свободу при оформлении вывесок, по возможностям их кошелька. Время сейчас трудное, и дорогостоящий дизайн можно отложить на потом.
Что касается автора этих строк, то, на мой взгляд, буквы и подложки из натуральных и качественных материалов — это замечательно. А вот пластик и тем более материал, напоминающий плотный полиэтилен — а встретились нам и такие вывески, — смотрятся менее эстетично. Может быть, имеет смысл выделять дотации для начинающих предпринимателей на достойное оформление фасада? И еще. Даже очень красивая и качественная вывеска выглядит ужасно, если в названии заведения сочетаются английские и русские буквы. По-моему, это не стильно, а безграмотно и портит вкус жителей столицы.
Возникает вопрос: заменят ли вывески, не соответствующие стандартам, и если да, то в какие сроки и какие средства будут привлечены?
Марсель Муратов рассказывает:
— В связи с подготовкой к проведению саммитов ШОС и БРИКС уже проделана значительная работа по приведению в надлежащий вид вывесок и фасадов зданий. В рамках реализации нашей концепции, после окончания срока действия разрешительной документации на вывеску владельцу будет рекомендовано привести ее в соответствие с новыми требованиями. Мы надеемся, что реакция предпринимателей (владельцев вывесок) на предложение по улучшению внешнего облика Уфы будет адекватной и конструктивной. Работа пройдет поэтапно, совместно с администрациями районов города.
…Вывески — это не только элемент архитектурного украшения здания. Они несут в себе важную информацию о жизни города. У Владимира Маяковского есть стихотворение, посвященное вывескам:
Читайте железные книги!
Под флейту золоченой буквы
полезут копченые сиги
и золотокудрые брюквы.
Надеемся, что концепция, разработанная Центром городского дизайна, поможет добавить ярких и «вкусных» красок в портрет красавицы Уфы.
Источник:
Общественно-политическая газета «Вечерняя Уфа»
Номер: 145(12793) Рейд ВУ «Железные книги» с подсветкой и без
29.07.2015г.