Точки притяжения
Для современного города очень важен имидж, создаваемый не только развитой инфраструктурой и порядком на улицах, но и наличием так называемых точек притяжения. В некоторых городах ими выступают отреставрированные исторические объекты, к примеру, сохранившийся во многих городах кремль. Однако точки притяжения могут быть созданы и гораздо позднее. Пример – открытый в 1967 году памятник Салавату Юлаеву, ставший не только одной из главных, если не главной уфимской достопримечательностью, но и символом Башкортостана, изображенным на его гербе. Знаковые объекты Уфа получит и в будущем. Несколько таких проектов разработал муниципальный Центр городского дизайна.
В настоящее время Уфа является фактически единственным в России городом-миллионником, где нет официальной пешеходной улицы. Изначально пешеходной планировалось сделать улицу Октябрьской Революции, где в фактически неизменном виде сохранилось множество домов дореволюционной постройки, представляющих разные стили деревянной и каменной архитектуры. Однако с этим вариантом не согласились в ГИБДД, пояснив, что перекрытие важной и высоконагруженной магистрали может ухудшить и без того непростую транспортную ситуацию в историческом центре. В качестве недостатка Октябрьской Революции также указывалась ее большая протяженность и отдаленность от сложившихся пешеходных маршрутов.
Второй рассматриваемый вариант – улица Мустая Карима, где также есть исторические объекты, в том числе мечеть «Галия», а автомобильный трафик не столь напряженный.
Муниципальный Центр городского дизайна подготовил эскизный проект создания пешеходной улицы по Мустая Карима на участке от ул. Коммунистической до ТРК «Галерея ART». В большинстве городов пешеходные улицы появились в конце 1990-х – начале 2000-х годов, путем переустройства обычных магистралей с полным перекрытием движения транспорта. В Уфе планируется реализовать несколько другой вариант – пешеходной улицы выходного дня. Согласно проекту, в центре магистрали будет создана пешеходная зона со скамейками, озеленением и арт-объектами, а по краям сохранятся полосы для движения автомобилей, которые будут перекрываться в праздники и выходные дни.
— Хотя движение на проектируемом участке Мустая Карима не столь оживленное, тем не менее она берет на себя часть транспорта, идущего в сторону центра, поэтому мы предлагаем использовать магистраль как чисто пешеходную зону только в выходные дни, когда интенсивность движения значительно падает, — пояснил заместитель начальника Главархитектуры Уфы Ришат Шакирянов. – Также нужно отметить, что в будни всем желающим будет доступна центральная часть пешеходной улицы с прогулочной зоной.
Для обеспечения удобства и безопасности пешеходов в районе пересечения улиц Мустая Карима с Коммунистической планируется построить подземный переход. Очень интересно решен вопрос обустройства перекрестка с ул. Чернышевского. Над проезжей частью предлагается построить специальную аппарель, которая будет играть роль как надземного перехода, так и видовой площадки с озеленением и скамейками. Вход и спуск с аппарели возможен по лестнице и с помощью лифтов.
Сроки реализации и стоимость проекта пешеходной улицы пока не определены, однако у экспертов не вызывает сомнений его необходимость.
— Пешеходная улица нужна Уфе, прежде всего, в имиджевых целях – отсутствие такого объекта влияет на общее впечатление и туристическую привлекательность современного города, — считает депутат Госдумы РФ Павел Качкаев. — Для реализации проекта на Мустая Карима потребуется расселение и реставрация ряда исторических домов, но, думаю, это можно сделать без участия бюджета за счет инвесторов. Предприниматели, особенно владельцы магазинов и рестораторы, объективно заинтересованы в площадях, расположенных в городских центрах притяжения, обеспечивающих высокую узнаваемость бренда и трафик клиентов.
Знаковым объектом многих российских городов выступает кремль. Он есть в Москве, Казани, Нижнем Новгороде, большинстве исторических городов центральной России. В Уфе кремль изначально был деревянным, и его практически уничтожил сильный пожар, случившийся в 1759 году. Единственный сохранившийся элемент – каменная Троицкая церковь (Смоленский собор) — был снесен в 1950-х годах для освобождения места под площадку строящегося Монумента Дружбы.
Центр городского дизайна разработал проект возрождения Уфимского кремля. Поскольку территория его исторического расположения уже занята, архитектурный комплекс планируется воссоздать немного ниже, рядом с причалом реконструированной бельской набережной. Здесь вполне хватит места для максимально точного воссоздания утраченного памятника архитектуры, который был относительно небольшим – общая длина его стен составляла всего 440 метров. Для формирования единой прогулочной зоны воссозданный кремль и Монумент Дружбы соединит надземный пешеходный переход.
Проект предполагает воспроизведение основных элементов кремля с приданием им новых практических функций. В Никольской и Михайловской башнях могут разместиться кафе и выставочные залы. Земляной и пушечный амбар станут лавкой пчеловода и гончарной мастерской. В хлебных складах планируется обустроить кафе башкирской национальной кухни, а в тюрьме – хранилище фондов. Такой подход позволяет привлечь к участию в проекте заинтересованный бизнес, минимизировав или даже полностью исключив использование бюджетных средств.
Хорошим украшением набережной Белой может стать не только воссозданный Уфимский кремль, но и памятник основателям города – отряду стрельцов во главе с воеводой Иваном Нагим. В 1574 году они прибыли на территорию будущей Уфы, где основали крепость, давшую начало развитию города.
— В памятнике, который предлагается установить в месте слияния рек Сутолоки и Белой, мы хотим показать момент прибытия отряда русских стрельцов и их встречи с представителями башкирского народа, — пояснил Ришат Шакирянов. – Скульптурная композиция будет состоять из приставшего к берегу челна, стилизованной группы стрельцов и встречающих башкир. Незадолго до основания крепости башкирский народ добровольно вошел в состав России, которая могла оказать помощь в защите от набегов врагов, поэтому прибывших русских воинов наверняка встречали со всем радушием.
С исторической точки зрения факт прибытия основателей Уфы именно по воде выглядит весьма достоверно.
— То, что стрельцы прибыли именно на лодках, а не, к примеру, на лошадях, можно утверждать с вероятностью 99 процентов, — считает уфимский краевед Анатолий Чечуха. – Дело в том, что тогдашний гужевой транспорт имел слишком малую грузоподъемность, а его движение затрудняло практически полное отсутствие дорог. На лодках же можно было перевезти до нескольких тонн самых разных грузов, столь необходимых для обустройства на новом месте. Доказательством этому предположению может служить последовательность основания ряда населенных пунктов. Сначала была заложена Николо-Березовка на Каме, затем Бирск (точнее, село Архангельское) и лишь после него Уфа. То есть отряды продвигались вверх по течению Камы и Белой, основывая в удобных местах села и будущие города.
Алексей ФАТЫХОВ
Источник:
Журнал «Уфа»
РУБРИКА «ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО» №1 (194)
Январь 2018 г.