Волшебный пульт
Центр управления наружным освещением МУЭСП «Уфагорсвет» — ноу-хау, которым может похвастаться далеко не каждый регион. Современный диспетчерский центр создан в рамках внедрения технологий «Умный город».
— Система действует на основе нового программного продукта, что позволяет дистанционно управлять объектами, быстро определять причины внештатных ситуаций, а также оповещать об аварийных ситуациях, — сообщил нам «вводные» дежурный мастер Руслан Мухамадеев и поспешил вернуться к пульту.
На огромном экране во всю стену — интерактивная карта города, где разноцветными флажками указаны пункты питания. На пульт к диспетчеру стекается вся информация. А ее, надо сказать, немало: нужно следить за работой 88 тысяч светоточек, более 40 тысяч ламп иллюминаций, 361 светофора, 745 пунктов питания, 39 трансформаторных подстанций.
Вот и сейчас дежурный находится на связи со специалистами из службы эксплуатации. На часах уже 17.30, на город опускаются сумерки… И раз — в один миг зажигаются огни на магистралях, улицах и дворах. Система уличного освещения автоматизирована, фонари включаются, когда срабатывает специальный прибор, чувствительный к свету. Пара кликов на компьютере — следом загораются огромные буквы «Уфа» на въезде в столицу, подсветка Белого дома, склонов у Конгресс-холла, Сада Салавата Юлаева, освещение надземных пешеходных переходов, памятников, судовая иллюминация на мостах.
— Дежурил в прошлый Новый год, включал праздничную иллюминацию на Ленина, центральных улицах, городских елках. В такие ответственные моменты дополнительно сверяемся по камерам «Уфанета», — пояснил Руслан.
Новогодний режим — особый. И к нему в «Уфагорсвет» готовятся за пару месяцев. Начинается все с масштабной ревизии, в ходе которой фиксируется каждая лампочка и гирлянда. Элементы, требующие ремонта, обновляются, реконструируются.
— Фигуры хоккеистов перед «Уфа-Ареной», светящиеся гербы, флаги, огромные перетяжки на улице Ленина — требуют аккуратной эксплуатации, — подчеркивает начальник отдела адаптивной автоматизированной системы управления дорожным движением МУЭСП «Уфагорсвет» Руслан Яхиббаев. — В течение года периодически включаем, проверяем состояние. Планомерный крупный ремонт приходится на конец осени, начало зимы. Ни дюралайт, ни неон долго не выдерживают в наших климатических условиях. Светодиодные ленты, покрытые изоляцией, под воздействием погоды разрушаются. И периодически в 2-3 года их приходится обновлять.
Бездушие вандалов
К сожалению, почти каждая плановая ревизия в «Уфагорсвете» фиксирует все новые «деяния» вандалов. Так ими была безжалостно уничтожена большая часть архитектурной подсветки Висячего моста.
— Идея заключалась в том, чтобы в темное время суток сделать изящный и красивый акцент при въезде в город. Подвесной мост и беседки осветили с помощью линейных светодиодных RGB прожекторов с DMX управлением. Особое внимание уделили безопасности. 125 прожекторов, помимо высокой степени пылевлагозащиты, оборудованы антивандальными стеклами, а также рукавами, в которых проложены коммуникации. Некоторая часть коммуникаций проложена под землей. Стоит также отметить, в подсветке использовалось низковольтное оборудование безопасное для посетителей парка, — сообщили в компании LTlight, выигравшей тендер на этот проект.
Но уфимских вандалов они все же недооценили: на сегодня сломано и разворовано большинство светильников.
— Уже три раза проводились комплексные ремонтные работы, меняли дорогостоящее оборудование. Из 70 прожекторов на мосту продолжают действовать с десяток. И то те, которые очень сложно достать, — на высоте 3-4 метров. Более-менее сохранилась подсветка трех беседок, — разводит руками Руслан Шамильевич и призывает уфимцев бережнее относиться к городскому имуществу. — Ведь все мы хотим жить в красивом и современном мегаполисе.
В печальной статистике — разбитая подсветка на склоне у Конгресс-холла, светильники в парке Якутова.
— Около месяца назад закончили реконструкцию освещения у Солдатского озера. Специальные прожекторы буквально «вшили» в мрамор, чтобы максимально обезопасить их. Новый пешеходный надземный переход в районе Затонского моста также подвергся нападению вандалов. Выполняли там декоративную подсветку и основное освещение. За год не осталось ничего. Даже кабели своровали, не говоря уже о светильниках, неоновых лентах, — отметил Яхиббаев.
— Как следите за новшествами в сфере архитектурной подсветки?
— Посещали Международную выставку «Интерлайт», где ознакомились со всеми веяниями. Мы не зациклены на соседних городах и даже на Москве. Пообщались с представителями Китая, являющимися основными поставщиками оборудования. Есть наметки, интересные идеи. Сегодня тенденция уходит в сторону светодиодных панелей. Выглядит как некая рыболовецкая сеть, увешанная светодиодами. С их помощью можно спроецировать картину, определенный видеосюжет, в том числе и новогодний.
Выйти из тени
«Свет способен на многое!» — с уверенностью заявляют эксперты. С его помощью можно визуально расширить пространство или сделать его камерным, создать торжественную атмосферу и даже скрыть недостатки самого здания. С 2000-х в городах России начался настоящий бум в сфере архитектурного освещения городов. К процессу подключились компании, оценившие, насколько световое оформление повышает статус, привлекает посетителей и покупателей. Засияли фасады банков и торгово-развлекательных комплексов, кинотеатров и крупных фирм.
Одним из самых интересных проектов архитектурной подсветки в Уфе считается динамическое освещение апартаментов «Верхняя Торговая Residence». Управляющая компания «Аркада» заказала его московским дизайнерам.
— Было проработано несколько концепций, для этого наши специалисты прилетали в Уфу. В итоге разработали светотехническое оборудование, которое соответствует не только всем современным требованиям, но и климатическим особенностям региона. Система освещения смонтирована на расстоянии 150 мм от самого фасада, что позволило избежать сверления, — пояснил нам технический директор компании CityLight Рустам Гусейнов.
В праздничные дни подсветка «умеет» синхронизироваться музыкальным сопровождением и фонтаном «Семь девушек», создавая для уфимцев целые световые шоу.
— Представители малого бизнеса в нашем городе чаще всего ограничиваются подсветкой вывески и развешиванием гирлянд. Для небольшой парикмахерской или магазинчика этого достаточно?
— В этом нет никакой индивидуальности, это безлико. Сегодня предприниматели, наоборот, стараются выделить свои объекты, показать преимущества и отличия. Порой достаточно нескольких светильников, правильно расположенных на фасаде здания, что придаст индивидуальный облик и повысит узнаваемость объекта.
— А какова цена вопроса?
— Есть объекты — как небольшие кафе и рестораны со стоимостью проектов под ключ от 100 000 рублей, заканчивая сложными концепциями освещения целых жилых районов в едином ансамбле стоимостью в несколько десятков миллионов рублей.
— Насколько городу необходимо принятие единой светоцветовой концепции?
— Если сравнивать с Европой, то там уже все, что могли, подсветили. В России к этому стремятся. Миллионники уже преуспели, доходит очередь и до малых городов. Появилась новая традиция — прогуляться, полюбоваться на интересные световые решения. В канун новогодних праздников в сети даже появляются путеводители по ночной иллюминации для любителей эффектных фото. Что вполне естественно, у нас 9 месяцев — осень и зима, когда темное время суток преобладает над светлым.
Сценарий для ночи
На рабочем столе специалистов МБУ «Центр городского дизайна» — проекты новой архитектурной подсветки главной точки притяжения Черниковки — площади перед ДК Орджоникидзе и Восьмиэтажки.
— У любой улицы должно быть четкие начало и конец. Классический пример — Первомайская, которая проходит от ДК Орджоникидзе до ДК УМПО. И если эти два объекты грамотно подсвечены, то вытягивается некая линия, вдоль которой и остальные собственники зданий начинают обозначать световые акценты, оформлять иллюминацией свои офисы, — объясняет зам. начальника Главного управления архитектуры и градостроительства Уфы Ришат Шакирянов.
Еще один новый проект — подсветка Конгресс-холла. По задумке «Центра городского дизайна» его фасады и корпус БГУ предстанут в виде гигантского статичного экрана. Во время праздничных мероприятий на площадке парка «Ватан» появится возможность проектировать картинки и целые сюжеты. Если одно из самых последних веяний в ночной подсветке мегаполисов — медиа-фасад — весьма дорогое удовольствие, то за счет нескольких проекторов можно добиться схожего эффекта.
— Если брать опыт европейских городов, основное световое оформление выполняют владельцы магазинов, ресторанов — именно сфера развлечений создает настроение. Муниципалитет берет на себя лишь освещение основных магистралей, уличную иллюминацию. Основной упор надо делать на активность собственников, — подчеркивает Шакирянов.
Яркий пример — архитектурная подсветка нового офиса «Башкирской генерирующей компании» по Зорге, 3. Высотка стала настоящим украшением улицы.
— Сочетание холодного и теплого света, выстроенная динамика. Видно, что проектом занимались профессионалы. Теперь и на этом участке появился такой замечательный градостроительный акцент. Что касается нашей главной магистрали — проспекта Октября, здесь основная световая доминанта — здание администрации Уфы. Динамическая подсветка работает в нескольких режимах: будничном и праздничном. Их можно менять в зависимости от того, проходит ли какое-либо событие или мероприятие. В итоге, новогодний городок на площади, подсвеченные елки у мэрии, и само здание администрации создают единую картинку. Далее — универмаг «Уфа», ТРЦ «Семья» и ТК «Центральный», где использована довольно качественная коммерческая подсветка, правильно расставлены акценты, привлекающие и арендаторов, и посетителей, — выносит вердикт Ришат Шакирянов.
Но любое цветовое решение может быть удачным, если только вписывается в ансамбль окружающей среды, а не становится неким чужеродным пятном. Именно поэтому каждый проект архитектурной подсветки проходит согласование в «Центре городского дизайна».
— Для чего это нужно? В первую очередь — скорректировать несколько светящихся объектов. Если у одного здания холодные сине-зеленые оттенки, а у соседнего — теплая гамма, в результате такого диссонанса вся работа, все затраты могут оказаться насмарку. Светильники должны быть примерно одинаковой мощности, а заливка — равномерной. Мы стремимся скоординировать архитектурную подсветку. Но это не экспертиза, а на уровне рекомендаций.
— А есть в Уфе свои светодизайнеры? Почему-то многие предпочитают заказывать проекты у москвичей?
— И у нас это направление начинает развиваться. Поставщики дорогостоящего оборудования, программного обеспечения находятся в столице. Если честно, в Москве слишком много пафоса. Ведь здесь главное — не переборщить. Что есть подсветка? Основной упор делается на безопасность ночного движения и только потом выделение неких туристических достопримечательностей, к примеру, набережной или пешеходной улицы. Это все заливается светом, делаются акценты, устанавливаются светодинамические композиции.
… Световые конструкции, архитектурно-художественная подсветка и даже реклама служат важным дополнением к визитному облику города. Не случайно в рамках Московского урбанистического форума состоялась панельная сессия «Экономика света». Эксперты пришли к однозначному выводу: сегодня мегаполисам не обойтись без принятия единой концепции архитектурного освещения.
Подсветка 150-метровой дымовой трубы котельного цеха №1 едва ли не единственный промышленный объект с архитектурной ночной подсветкой. Проект реализовали «Башкирские распределительные тепловые сети» совместно со светотехнической компанией «МТ Электро». Дымовая труба оснащена узконаправленными прожекторами, расположенными поярусно. Предусмотрена возможность регулирования яркости свечения приборов с помощью системы управления, которая предполагает создание динамических режимов освещения. Применяется более 100 энергосберегающих светильников белого холодного свечения.
Один из самых заметных объектов на проспекте Октября — колесо обозрения «Седьмое небо» высотой 48 метров. Оно украшает улицу, ярко выделяясь на фоне темного леса благодаря эффектной иллюминации: белые и синие снежинки, звезды, геометрические фигуры причудливо сменяются, мерцая и переливаясь на гигантском диске. К новому 2017 году осветительную программу обновили.
— Сначала в качестве подсветки были простые стробоскопы, но со временем их заменили на более сложную и дорогую систему, которая привлекает внимание посетителей и украшает город, — рассказывает директор компании «Триколор» Михаил Абрамов. — Ее стоимость вместе с монтажом составила около трех миллионов.
Включить освещение можно простым поворотом ключа, который располагается в силовом шкафу у самого подножия аттракциона — это по силам и обслуживающему персоналу. Чудеса начинаются с приходом темноты — загораются не только лампочки на спицах, но и гирлянды на деревьях у входа — 11 берез укутаны специальными гирляндами с повышенной степенью защиты. Но этим световые чудеса на территории аттракциона не заканчиваются — прямо под ногами посетителей вспыхивает разноцветная подсветка — стеклянные светодиодные блоки вмурованы прямо в тротуарную плитку, составляя узор в виде ромбов. К новому году прямо на них установят ледовые фигуры: Деда Мороза со Снегурочкой и символ года — Собаку.
Альфия ИБРАГИМОВА
Источник:
Журнал «Уфа»
РУБРИКА «РЕПОРТАЖ В НОМЕР» №12 (193)
Декабрь 2017 г.